Стили

Стимпанк или паропанк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») — направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией XIX века. Возникшее первоначально в 1980-х годах как литературное течение в противовес киберпанку постепенно выросло в стиль искусства, культурное движение и субкультуру. Считается самой известной производной киберпанка. 

Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма. Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези, альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.

Хотя многие работы, которые теперь признаются стимпанком, были опубликованы в 1960-х и 1970-х годах, термин стимпанк в апреле 1987 года как ироничный вариант слова «киберпанк» придуман писателем Кевином Джетером. Он пытался найти общий термин для произведений «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), и собственных работ «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражал викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени». В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях, главным из которых стал пар, давший название жанру.

Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (точнее «Разностная машина» или «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к жанру и значительно повлияло на его дальнейшее развитие, именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё бо́льшую популярность среди читателей.

Предтечи стимпанка

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжает оказывать) научно-фантастическая литература XIX века. В частности, произведения Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена, Мэри Шелли и Альбера Робида. Книга «Паровой человек в прериях» (1868) Эдварда Эллиса и последующие произведения вроде серии о Фрэнке Риде автора Гарольда Коэна относятся к жанру эдисонада, популярному на рубеже XIX—XX веков, где рассказывалось о выдающемся молодом изобретателе и его изобретениях (к примеру, герой Том Свифт). 

Многие литературные произведения, ныне причисляемые к стимпанку, появились задолго до введения самого термина «стимпанк» Кевином Джетером для характеристики своей книги «Ночь морлоков». Более ранние книги, такие, как «Worlds of the Imperium» Кита Лаумера (1962), «Queen Victoria's Bomb» Рональда У. Кларка (1967) и и «Warlord of the Air» Майкла Муркока изображали миры, близкие определению «стимпанк». Гарри Гаррисон в своём романе «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» (1973) изображает альтернативное развитие Британской империи к 1973 году с атомными локомотивами, летающими лодками, работающими на угле, богато украшенными субмаринами и диалогами подчёркнуто викторианского периода. В феврале 1980 года Ричард А. Лапофф и Стив Стайлз опубликовали первые главы своего комикса «The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer», который также часто относят к стимпанку.

Одним из наиболее узнаваемых ранних примеров стимпанка является подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо из экранизации книги «20 000 льё под водой» студией Уолта Диснея. Роман «Titus Alone» (1959) Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка. Телесериал «Wild Wild West» (1965—1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка. Фильм «Бразилия» (1985) оказал сильное кинематографическое влияние на жанр.

Стимпанк использует атмосферу викторианства или ренессанса с наложением "сумасшедшей науки" (mad science). Встречаются не только изобретения высоких технологий, но также оружие на псевдонаучной энергии, оживлённые заводные существа, аэропланы и прочие механизмы, работающие не по законам физики и механики. Нередко встречаются в произведениях жители фэнтезийного происхождения, владеющие магией, которая в сюжете вступает в противостояние с наукой и развивающимися технологиями.